|
|
|
|
Ну очень кратко |
|
аивысшего расцвета технология отечественного винокурения (просто грех называть это искусство
самогоноварением) достигла в крепостной России XIX вв., когда хозяин-барин, желающий получить
высококачественный продукт, не обращал ни малейшего внимания на рентабельность, материальные затраты, потерю времени и
прочие мелочи жизни. |
Замечательная особенность русского водочного производства состояла в том, что вплоть до
70-х годов XIX столетия (до отмены крепостного права императором Александром II)
мастера винокуры следовали следующему золотому правилу: гнать медленно, не доводя
гонку браги за половину ее первоначального объема. Это правило распространялось не
только на первую возгонку, приносящую «простое вино» умеренного качества, но и на
последующие стадии винокурения – «двоение» и «троение». То есть вторую и третью
возгонки, дававшие великолепный хлебный спирт. Разумеется, потеря 95% исходного сырья
расценивалась промышленниками Западной Европы как разновидность русского разгильдяйства.
В 1765 году Екатерина II именным указом даровала привилегию винокурения дворянскому сословию,
полностью освобождая его от всякого налогообложения, но весьма жестко ограничивая объемы производства в
зависимости от чина по «Табели о рангах» и знатности дворянина. Соответственно, титулованное дворянство имело возможность
выгонять водки больше, чем мелкопоместное, что хорошо согласовывалось с реальными возможностями и нуждами домашнего потребления.
|
Все остальные сословия того времени – купечество, духовенство, мещанство и крестьяне – лишались права на изготовление
водки и были обязаны покупать водку производства исключительно казенных заводов.
Разумеется, домашнее дворянское винокурение, нестесненное временем и средствами, довольно скоро достигает своего
технического и качественного расцвета, постоянно совершенствую приемы высшей очистки хлебного спирта. Производимая
высококлассная водка не только не подлежала официальной продаже, но и не попадала на внутренний рынок, ибо с
превеликим удовольствием выпивалась гостями и хозяевами поместий.
Интересно соотношение расходов исходного сырья и выхода готовой продукции: из 1200 литров затора
(смесь, подготовленная к сбраживанию),состоящего из 340 литров зерна и ржаного солода, 1 литров дрожжей, при первой
возгонке выходило всего 42 литра «простого» хлебного вина. После обязательного в те времена добавления ведра молока и
повторной возгонки получалось 15 литров хорошего, чистого спирта крепостью около 79 об.%, из которого после дополнительной
сверхтщательной очистки и добавления воды помещик имел всего 20-22 литра первоклассной водки. Фактический выход – менее 2% от
первоначальной массы сырья.
|
Для хозяина, имевшего даровое зерно от крепостных крестьян, бесплатные дрова из собственного леса и не оплачивавшего труд
своих рабочих-винокуров, потеря 95-97% сырья не имела никакого значения, так весь производственный процесс был направлен на
удовлетворение хозяйской прихоти – получить сорт водки, не уступающий по качеству водкам соседей-помещиков. Таким
образом, в России того времени насчитывалось несколько сотен известнейших марок водки, отличавшихся
тонкими, но различимыми оттенками вкуса.
К началу XIX века русские знали множество технологических приемов производства водки, неизвестных в странах Западной
Европы или отвергаемых по причине явной убыточности. |
К сожалению, это культурное наследие сегодня практически утрачено. Осталось немало описаний процесса отечественного
винокурения, но при всей добросовестности и скурпулезности изложения никогда не удастся воссоздать качество старой
дворянской водки. Единственный путь сохранения изощренной технологии – передача секретов старинного семейного
дела из рук в руки в рамках одной семьи. Множество тонкостей производства не поддается никакому описанию (цвет, внешний
вид, влажность и запах зерна, прозрачность и вкус воды), поэтому лишь длительное обучение способного ученика у толкового
мастера давало шансы сохранить вкус и качество знаменитого продукта.
|
Copyright by allVoDKa © |
|
|
|